Трегуляевский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь

Трегуляевский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь

Одна из самых удивительных мужских обителей – Трегуляевский Иоанно-Предтеченский монастырь, был создан в XVII веке известным в мире православия святым Питиримом, просветителем местного края. На берегу полноводной Цны, среди вековых сосен и дубов Трегуляевского леса, вольно раскинулась обитель.

Немало удивительных историй связано и с самой обителью, и с ее основателем, святителем Питиримом. Вот лишь одна из них, до сих пор живущая в сердцах обитателей монастыря, связанная непосредственно с основанием в этих местах мужской обители.

…Происходило это сентябрьскими днями 1688 года. Очень любивший гулять в одиночестве под сенью вековых деревьев в изредка выпадавшие ему вольные часы, предаваясь мыслям о величии Создателя, святитель Питирим на этот раз вышел к берегам Цны не один, а с навестившими его святителем Воронежским Митрофаном и келейником Питирима, иноком Иннокентием. Было это на второй день по Воздвиженью Креста Господня. Святитель Питирим вспоминал свои молодые годы, проведенные в Вяземской обители, затронувшей самые сокровенные струны души. Он поделился с братьями во Христе своими мечтами о возведении здесь, на берегу Цны, обители, в которой иноки могли бы славить Господа, и которая всегда напоминала бы ему Вяземскую обитель. Святитель Питирим указал на место, где хотел бы видеть будущую мужскую обитель.

Прочитав идущие от самого сердца слова молитвы, духовные братья согласились со святителем, что о лучшем месте для обители и мечтать нельзя. В память монастыре юности святителя Питирима новая обитель получила имя Иоанна Предтечи. Поначалу, правда, обычно звали это место Предтеченской пустынью, и лишь спустя почти полвека пустынь стали называть монастырем.

Но еще ранее, в 1691 году, над брегами Цны встал во всей своей красе первый храм Предтеченской пустыни, освященный самим Питиримом. Возведен он был из крепких сосновых бревен, и век бы стоять ему, да случилась беда, и небывалый пожар 1717 года уничтожил храм, а заодно – и большинство монастырских построек.Добровольные пожертвования горожан Тамбова помогли воздвигнуть в монастыре новый, еще более красивый храм. Спустя полвека рядом с Предтеченской церковью вырос еще один храм – Введенская церковь. Опасения нового пожара стали причиной того, что в монастыре стали строиться только лишь каменные строения. Уже в конце восемнадцатого века монастырь опоясала каменная стена.

Немало добрых дел для иноков Предтеченского монастыря сделал епископ Тамбовский Феофил. Именно он способствовал строительству в монастыре главного храма Рождества Иоанна Предтечи. Во главе строительства поставлен был Нафанаил, бывший послушник из Сарова. Поэтому выстроенная церковь была схожа многими деталями с Успенским храмом известной всему православному миру Саровской пустыни.Удивительно, но факт: на протяжении целого столетия и храм, и стоящая неподалеку колокольня ни разу не перестраивались.

Истинным же украшением Предтеченского монастыря стал возведенный в конце XIX века храм Спаса Нерукотворного. Строительство церкви, правда, велось несколько лет, и виной тому была нехватка средств. Братия монастыря по численности была небольшой. Основой существования его были проценты с основного накопившегося капитала, а также выручка от хозяйственных занятий иноков – огородничества, бортничества, лесной торговли.

Монастырь всегда привлекал многочисленных паломников и прекрасным расположением своим, и крепким духовным устроением. У многих жителей Тамбова и окрестных селений вошло в традицию в святые дни Великого поста приезжать в монастырь, поститься вместе с монахами.

Когда в окрестностях Тамбова полыхали бои Гражданской войны, новые власти приняли решение разместить в стенах монастыря колонию. Немало трагических событий было вписано в историю монастырских стен в двадцатые годы. Несмотря на объявленные было монастырские храмы памятниками архитектуры в 1929 году, воинствующие атеисты добились от властей принятия решения о разрушении храмов. Исчезли кресты над Цной, и бывшую обитель заняла воинская часть.

И лишь в конце минувшего века невероятными усилиями архиепископа Евгения началось восстановление обители. На месте этом вновь был возведен храм обретения мощей святителя Питирима – человека, усилиями которого выросла обитель на брегах Цны.

 

Добавить комментарий