Смольный

Смольный

Смольный

По специальному указу изданным Екатериной II, в 1764 году в Санкт – Петербурге появилось « Воспитательное общество для благородных девиц», которое впоследствии было названо «Смольным институтом благородных девиц». Новаторская идея, которую хотела воплотить в создание такого заведения императрица Екатерина II, состояла в обеспечении великого Российского государства, женщинами, получившие прекрасное образование, стать полезными ячейками в обществе и хорошими матерями.

Действовать в направлении женского образования и воспитания, императрица стала сразу, после вступления на престол. Российские дипломаты получили специальное распоряжение, в предоставлении полной информации, обо всех на тот момент, существующих европейских странах учреждениях, где практиковалось женское воспитание. Но ни один отчет дипломатов не вызвал одобрения со стороны Екатерины II . При оказанной помощи Бецкого, был создан совершенно не похожий на другие, новый проект учебного заведения.
Смольный институт, стал именно тем учебным заведением, где за закрытыми дверями девушки из семьи дворян получали образование. Возраст зачисленных учениц был 5 – 6 лет, по окончанию сего института в возрасте 18 лет, то есть совершеннолетними девушки выпускались.

Одним из условий обучения девушек в Смольном институте являлась полное изолирование их от окружающих и общества. В идеале, девушки, проучившиеся 12 лет в таком заведении, должны были вырасти неподверженными к различным порокам. Выйти замуж, а став матерями воспитать своих детей, такими же, как они. Последние, в свою очередь должны продолжить воспитание уже следующего поколения. Так государство со временем наполнилось бы членами общества, у которых на первом месте стояла добропорядочность.Помещение, построенные при Елизавете Петровне, которое Смольный институт занимал изначально, относился к Воскресенскому (Смольному) монастырю, проект здания был выполнен архитектором Растрелли. Так как помещения вызывали некоторое неудобство в обучении девушек, было принято решение надстроить над жилыми корпусами дополнительный третий этаж. Но это не решило проблему. Тогда в начале 19 века для Смольного института по разработанному проекту Кваренги, решили начать строительство нового здания.

Кваренги, являвшийся одним из лучших мастеров классической архитектуры, испытывал трепет перед творением Растрелли – Смольным институтом, поэтому строительство нового здания было намечено несколько в стороне от института. Возведение Кваренги обладало строгими чертами, как бы оттеняя величие Смольного института.

Здание Смольного института имело удобную планировку. По сторонам коридора находящимся на первом этаже находились учебные классы, а жилые комнаты были расположены на втором этаже. Уделявший внимание каждой незначительной детали, Кваренги спроектировал парадный зал, украшением которого стали оригинальные люстры. Планировка вокруг здания была продумана до мелочей. Главный вход здания обустроили большой площадью, а на противоположной стороне был разбит регулярный сад.

Условия пребывания девушек в Смольном институте были строго ограничены. Под контролем находились посещения родителей, которые могли приезжать к своим детям в определенные дни, да и то, если разрешало руководство института.

В 1764 году Смольный институт принял первых 60 воспитанниц. Для определения возраста и года обучения девочки носили форму разных цветов. Прозвище «кофейницы» называли девочек пяти семи лет, так как их одежда имела кофейный оттенок. В возрасте 8-10 лет, цвет платьев менялся на синий или голубой, серый цвет соответствовал 11-13 годам, а платья белого цвета носили старшие воспитанницы. Девушки получали основные знания по математике, химии и физике. Умели читать и знали иностранный язык. Помимо всего прочего проходили уроки этикета.

Смольный институт просуществовал до 1917 года, в истории он являлся одним из долгих начинаний императрицы Екатерины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *