Кунцкамера

Кунцкамера

Возникновение первого русского музея Кунсткамеры, произошло благодаря государю Петру I, личные коллекции которого стали первыми экспонатами музея. Дословно, Кунсткамера с немецкого языка переводится как – «кабинет редкостей». Содержание экспонатов включает в себя редкие книги, находки археологов, предметы разного искусства, а также биологические и анатомические редкости.

В период с 1704 года по 1714, все эти редкости хранились в Москве, затем в 1714 году они были доставлены в Петербург в Летний дворец. Основанный музей в то время не принимал никаких посетителей. А следить за хранением собрания всех редкостей, государем был назначен лейб-медик Роберт Арескин, имеющий должность президента Аптекарской канцелярии и «надсмотрителю натуралиев и редкостей» — Иоганну Шумахеру.

В 1718 году было принято решение посещение Кунсткамеры сделать доступным для всего общества. Экспонаты разместили у двора Смольного в палатах Кикина, которые были ранее у него конфискованы казначейством. Но такое размещение оказалось временным по нескольким причинам: отдалённость палат от центра Петербурга и нехватка места для расстановки всех имеющихся на тот момент экспонатов.

К своему открытию музей имел в своем распоряжение такое количество коллекций для обозрения, что вызывало поражение не только у россиян, но и у европейцев.
Кунсткамера постоянно пополнялась новыми и редкими экспонатами, за которыми были отправлены «академические» экспедиции. Представленными «редкостями» с самого начала существования музея были даже живые «экспонаты»: великаны, лилипуты и уродливые люди.

Для первого здания кунсткамеры был разработан проект под руководством Матарнови, а возведением здания, длившиеся с 1718 по 1734 гг., занимались архитекторы Земцов, Киавери и Гербель. Сегодня, это сооружение относится к тем немногим памятникам, которые хорошо сохранились.

Кунсткамера включает в себя два одинаковых на вид трехэтажные корпуса, они соединяются между собой центральным корпусом имеющего сложную конфигурацию. Центральный корпус заканчивается многоярусной башней. Для библиотеки был выбран восточный корпус с залом в два этажа, а для собранных для музея коллекций, отвели западный корпус с точно такими же залами.
В самом центральном корпусе музея и его башне расположили обсерваторию и театр. На третьем этаже в зале разместился Готторпский глобус – планетарий, изготовленный в Германии в 17 веке. Этот глобус был прислан государю Петру I в подарок. Глобус имел диаметр в 3 и один десятых метра, снаружи него находились все географические известные в то время моря и реки, а также страны. Сам планетарий располагался внутри глобуса.

По указанию Петра I вход в Кунсткамеру, переехавшую в 1727 года в новое здание, был бесплатным. В музее находились специальные служители, в обязанность которых входило показывать экспонаты, расположенные в музее и давать пояснения к ним.

В течение 4 лет с 1741 года был опубликован каталог Кунсткамеры, состоящий из 2 томов путеводителя с иллюстрациями по музею на двух языках – русском и немецком.

Случившийся пожар в 1747 году уничтожил большую часть этнографических «редкостей», от пожара также пострадал и Готторпский глобус. Восстановлением обгоревшего здания было поручено архитектору Чевакинскому. На восстановление Кунсткамеры было потрачено около 4 лет. В течение многих лет Кунсткамера постоянно пополнялась все новыми экземплярами. А в 1903 году отмечалось 200 – летие музея, которому было дано имя — «Музей антропологии и этнографии имени императора Петра Великого».

В период войны с фашистами музей закрыли, но практически сразу после войны в 1946 году, Кунсткамера стала работать в обычном режиме.
Сегодня, Кунсткамера является выдающимся музеем с собранными коллекциями, представляющие бесценные исторические экспонаты.

Добавить комментарий