Государственный музей В.В. Маяковского 1

Государственный музей В.В. Маяковского

Государственный музей В.В. Маяковского сейчас на реконструкции. Однако изначально экспозиция в Москве создавалась и задумывалась как мемориально-литературная выставка. Как посвящение поэту советскому и поэту российскому, крупнейшему из мастеров русского авангарда. Тот музей, в который можно было попасть на экскурсии в 87-89-ом гг., называли не просто хорошим, а поистине гениальным. Государственный музей В.В. Маяковского находится в Лубянском проезде, во дворике шестого дома по Мясницкой. Именно здесь в 19-30 гг. жил поэт. И здесь же Маяковский свел счеты с жизнью. Москва открыла музей еще в январе 74-го. За основу музейного фонда взяли сокровища Библиотеки-музея Маяковского.

В коллекции – больше пятидесяти тысяч единиц. Музей являет собой четыре этажа тотальной инсталляции. Именно в таких словах о нем отозвался Ревзин. Небольшое описание со слов Григория Ревзина В музее нет понятий о горизонтали и вертикали. Все, что есть в коллекции, буквально витает в невесомом состоянии. Стулья и столы, штыки, бюст вождя пролетариата, водосточные трубы… Они, подобно морфемам, которые еще не закреплены грамматикой и синтаксисом, плавают в поле смысла. Однако есть в музее и сила тяготения. Это линии пространства – строки. Именно они выстраивают пространство и наделяют его неким смыслом. И получаются лесенки (прямо как в стихах поэта). Вообще лестница – главный формообразующий принцип, на котором построен Государственный музей В.В. Маяковского. А потому во время экскурсии складывается впечатление, что она проходит не в коридоре или каком-то зале, но на ступени. И лестницы эти не такие, как обычно. Они всегда стоят под косым углом, веером. Подобно косому дождю. От этого в том числе создается такое впечатление, что все двигается и перемещается. Но в музее есть одно местечко, где все статично, жестко подвержено законам симметрии. Это как бы центр, от которого расходятся и к которому возвращаются все линии ступеней. Речь идет о комнате поэта.

Вообще комната Маяковского – это единственное историческое место во всем здании. Здесь все конкретно, вещественно. Она буквально являет собой лодочку. Именно в ней Маяковский плыл и плыл. А потом Москва узнала ужасную вещь: Маяковский застрелился. И зная все это, можно по-другому воспринимать все музей. Не просто как инсталляцию или экспозицию. А как острое мгновение из жизни поэта – а именно мгновение смерти. И весь язык инсталляции демонстрирует мир, которым он, должно быть, предстал в сознании в момент взрыва. В этот миг остатки смыслов, слов.. Все это разлетается на мельчайшие осколки, теряет связь с пространством. Реконструкция 2013 года В 2013 году решено было реконструировать музей. И, как это ни печально, часть экспонатов уничтожена либо сильно разрушена. Заявили о моральном устаревании экспозиции. Сообщили, что нужно внедрить новые технологии, в том числе тач-панель. Однако многие эксперты заявляют, что уникальная экспозиция была истинным шедевром искусства, который сейчас фактически уничтожается внедрением новых технологий – бездумным и разрушительным. Так, например, композиция о футуризме и трагедии «Владимир Маяковский» распилена на части, композиция о детстве разорена, зал о смерти – расчищен. Многие экспонаты побиты, разломаны, распилены, разорены. К слову, экспозиция, по которой ранее организовывались экскурсии в Москве, вошла в учебники по проектированию музеев. Сам Государственный музей В.В. Маяковского до закрытия на реставрацию пользовался огромной популярностью у многих гостей. Не только наших соотечественников, но и иностранцев.

 

Добавить комментарий