Эпидавр — центр античной медицины

Многие истории Греции начинаются так же, как и мифическое повествование об Эпидавре. Героями греческих мифов чаще всего бывают боги, влюбленные в простых смертных. Возлюбленной бога-покровителя муз Аполлона стала Коронида. Плодом этой любви стал мальчик, которого мать оставила на склоне горы близ Арголиды, где сегодня расположен Эпидавр. Ребенок был согрет собакой, смотрящей за овечьим стадом. Молоко овцы было ему пищей. Когда пастух стада увидел ребенка, то был поражен свечением, которое от него исходило. Асклепий – сын Аполлона и Корониды, греческий бог врачевания. Его божественная сущность не уберегла его от гнева Зевса. Асклепий был поражен молнией Зевса за то, что возвращал умерших людей к жизни.

В Эпидавре было положено начало культа Асклепия в пятом веке до нашей эры. Его фигуру изображали с посохом, увитым змеей. В четвёртом веке святилище Асклепия в Эпидавре стало местом активного паломничества. Оно стало главной здравницей античного мира. В наше время туристы приезжают сюда для того, чтобы полюбоваться живописными развалинами святилища и увидеть хорошо сохранившийся театр Эллады. Этот театр является сегодня одной из популярных среди туристов достопримечательностей Греции.

Нужно обладать богатым воображением, чтобы в древних камнях разглядеть античное святилище. Когда-то на этом месте находился храм Асклепия с местом для жертвоприношений, фолос (круглое архитектурное сооружение загадочного предназначения) и абатон – зал для лечебного сна. В 522 и 551 годах после рождества Христова на эти места обрушились землетрясения, которые не оставили камня на камне от древнего святилища бога медицины. То малое, что было сохранено, можно сегодня увидеть в местном музее.

Вход в здравницу в те далёкие времена находился на северной стороне. Проходя сквозь пропилеи, паломники попадали на территорию, где соблюдались свои особенные законы. Около абатона находились водопровод, колодец и умывальник. Паломникам следовало прежде очиститься, чтобы войти в благоухающий храм бога. Под сводами пропилеи после омовения страждущие собирались в группы. Далее жрицы вели их по центральной улице на площадь, где находился храм Асклепия, абатон и фолос. Немощные, больные, хромые и убогие длинной вереницей тянулись к святилищу бога-врачевателя. Женщины с надеждой в глазах и мужчины с явным сомнением, молодые и старые вместе ожидали чуда. Те, кто потерпели неудачу в залах храма, отправлялись в сам храм – Асклепион. Кого-то поддерживали провожатые, кто-то передвигается на костылях, а кого-то несут на носилках. Каждый из пациентов несёт с собой жертвенное животное для заклания, чтобы бог помог им исцелиться. Богатые вели быков, бедные – коз и ягнят, нищие приносили голубей. Перед Асклепионом все снова ещё раз совершали ритуальное омовение. Потом они отдавали животных жрецу, и тот забивал их перед храмом на алтаре. Все священнодействия совершались здесь же посреди площади. Остатки античного алтаря сохранились до наших дней. После жертвоприношения страждущие молились и отправлялись спать в абатон.

Сегодня от храма греческого бога медицины остались стены, фундамент и постаменты для даров. Описание храма дошло до современников благодаря трудам древнегреческого географа и писателя Павзания. Он утверждает, что строительство античного святилища началось в 420 году до нашей эры. Здание было выполнено в дарийском стиле и располагалось на трёхступенчатом цоколе. Статуя богини Ники украшала крышу святилища. Деревянные двери храма были инкрустированы золотом и слоновой костью. От храма дорожка вела к фолосу. Под ним находился лабиринт из трёх каменных стенок. Неизвестно чем была эта постройка. Сегодня можно видеть руины этих загадочных стен и дать волю фантазии. Только одна капитель сохранилась до наших дней от величественных колонн фолоса. Цветочные орнаменты, неповторимые в своем великолепии розетки, львиные головы остались от дарийской балочной конструкции.

Абатон или усыпалище также таинственен, как и фолос. В первую ночь бог Асклепий, по преданиям, являлся больным во сне и предписывал особое лечение. Сохранились барельефы, на которых священные змеи припадают к телам пациентов. Видимо в те времена было популярно лечение змеиным ядом.

На территории священной лечебницы так же находился стадион. В честь бога медицины Асклепия каждые четыре года здесь проводились состязания, как в Дельфах или Олимпии. Ещё одно примечательное сооружения в Эпидавре – это античный театр. Его строительство растянулось между вторым и третьим веками до рождества Христова. 12300 мест для зрителей предоставляло это сооружение для зрелищ. Но, в Эпидавре театр являлся методом исцеления. Через сострадание чужой судьбе трагедии выполняли функцию очищения души больных различными недугами. Античные медики Древней Греции признавали лечебными правильное питание, травы, трагедию и нож хирурга. Сегодня акустикой театра могут восхищаться все желающие, попавшие на представления.

 

Добавить комментарий